Аборт воображаемый, символический и реальный

stchaslivyj-malysh

Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. (…) Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было. (Псалом 138:13,15-16)

В чем таится причина того, что современный мир ставит с ног на голову природу человека? «Постабортный синдром» не совсем верное название. Думаю, стоит рассматривать само убийство собственного потомства в качестве отдельного вида расстройства. В животном мире — звери, уничтожающие своих детенышей, весьма редкое явление.

49Одним из первых, кто заговорил о беременности и отказе от нее, был психоанализ. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд рассматривал беременность как реализацию женщиной комплекса кастрации. Согласно мысли Фрейда, у женщины  подсознательная зависть к мужчине, осуществляющаяся тогда, когда желание быть с мужчиной замещается желанием иметь ребенка. По Фрейду, нежелание рожать ребенка – это ослабление воли к материнству в связи с развитием цивилизации или как проявление бессознательного отвращения к мужу. Теоретик современного общества потребления Жан Бодрийяр считает, что западное общество движется к транссексуальности, отказу от человеческого в человеке. Мишель Фуко перефразировал изречение Ницше о Смерти Бога, говоря о смерти человека. Говоря о «смерти человека», Фуко прежде всего, выступает против самодовлеющего представления о «производстве человека человеком». Представительница слабого пола призвана быть мамой. Способность вырастить внутри себя новую жизнь даёт полноту и значение женской душе. В том числе и в случае если на уровне рассудка женщина считает аборт возможным и неминуемым, в глубине души он вызывает чувство мощной боли, вины, невосполнимой утраты. Иными словами, ответственное решение в пользу аборта сосуществует с полным его отрицанием в подсознании. Удалить младенца из утробы маме еще проще, нежели стереть память о ребёнке в ее душе.

Попробуем рассмотреть саму концепцию аборта с точки зрения лакановского психоанализа. Жак Лакан, великий французский философ и психоаналитик, основатель собственной школы психоанализа,  разработал систему трех регистров: «воображаемое — символическое — реальное». Для более ясного понимания необходимо объяснить, что такое воображаемое, символическое и реальное. Воображаемое, согласно Лакану, — это целый комплекс иллюзорных представлений и образов, который человек создает сам о себе и которые играют важную роль его психической защиты. Таким образом, воображаемый аборт — это представление женщины о том, что без ребенка она сможет жить лучше, это ее попытки обезопасить собственное беспечное существование без ребенка, бегство от ответственности. Символическое — сфера социальных и культурных норм и представлений, которые человек воспринимает в основном бессознательно, для того чтобы лучше приспособиться к обществу. Цивилизация Запада сильно деградировала под воздействием пропаганды «жизни для себя», таким образом – символический аборт – это идеологический миф западного мира о том, что будущий человек — лишь часть тела женщины, соответственно, своим телом она вольна распоряжаться как хочет.   И наконец, Реальное — наиболее сложная категория Лакана, Реальное – это сфера биологических потребностей и импульсов человека, которые заложены в его сознании и теле, и о которых он может даже не подозревать. Это достаточно обобщенная схема триады Лакана, но даже из нее достаточно очевидно, что есть перевес в сторону отрицательного варианта: миллионы людей делают аборт, это последствия идеологического штампа — «это мое тело и я вольна им распоряжаться», «это не человек», поэтому мы можем решить за него. Этот перевес обеспечен культурой западной цивилизации. Эмансипация и борьба женщины за свои права обернулась прямой своей противоположностью – евгенической идеологией и феминофашизмом.

Думаю стоит рассмотреть еще один аспект аборта. Аспект психодеструктивный.  Женщина, решившаяся на аборт, действует не сознательно и разумно, но  иррационально. Молодая мать видит себя наедине с собой и своей проблемой. Проблема современной западной цивилизации в ограниченной и кастрированной функции мужчины. Если бы мужчины приняли на себя полноту ответственности за ребёнка, женщины на аборт бы не решились. Огромное количество женщин в первые месяцы беременности переживают невротические реакции, депрессии и фобии. В момент душевного надлома беременная часто может не хотеть ребёнка, ее оккупирует страх перед трудностями материнства. В этот момент гормонального и психологического срыва женщина не способна совершать рациональные поступки. По словам Мишеля Фуко «безумие не исключает преступления, и наоборот; они предполагают друг друга и тем связаны». Таким образом, мы подошли к пониманию аборта как акта манифестации безумия, как поступка, что противоречит Реальному — природе человека. Связь между абортом и психическим здоровьем женщин известна с 2009 года, благодаря изысканиям Присциллы Колеман. Колеман говорит что женщины, сделавшие аборт, впоследствии страдали тревожными расстройствами и депрессией.  Согласно исследованиям норвежских ученых, негативные психологические последствия искусственного прерывания беременности могут проявится через 5 и более лет.  Однако есть и положительные моменты. Как уже отмечалось выше, главную роль в пропаганде абортов, положительному к ним отношению выполняет Символическое. Беременность меняет гормональный фон, в организме женщины происходят сильные физиологические изменения. Прерывание беременности ведет к гормональному срыву, который, в свою очередь, – причина постабортного синдрома и депрессии, меланхоличности и бессонницы. Навязчивые воспоминания, ужасные сны, проблемы с аппетитом, нарушение биологического ритма, резкие изменения настроения, невротизм характерны для женщин после аборта.

 Отсканировано 26.07.2012 13-45_000Женщина страдает от желания вернуть утраченного ребёнка, что переплетено с воображаемыми трудностями воспитания следующего. По причине этого, всячески затягивается последующая беременность. Весьма часто после аборта происходит вытеснение любой информации о детях:  стараются избегать всего того, что с ними связано. Происходят резкие перемены в характере. Женщины признаются, что не могут плакать, появляются чёрствость, нетерпимость. Агрессия, с которой начался аборт, продолжает жить в самой женщине. Приобретённые после аборта негативные черты характера присущи женщине длительное время и могут остаться навсегда. В этой ситуации не помогают лекарства и психотерапия, они бессильны против мук совести. Только раскаяние и помощь Божия могут помочь в случае греха аборта. Медицина уступает теологии.

Павел Лобода

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *