«Главное – за чередой политических игрищ увидеть живого человека»

Протоиерей Владислав Диханов – о церковной благотворительности, освобождении пленных военнослужащих и человеческой доброте.

Социальное служение – важная часть миссии Украинской Православной Церкви в нашем обществе. Церковь не только молится и проповедует, но и служит ближнему на началах Христовой любви и милосердия. Именно об этом служении – разговор журналиста СПЖ с главой Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам, настоятелем больничного храма св. Луки Крымского в Украинском центре научно-практического центра эндокринной хирургии протоиереем Владиславом Дихановым.

– Вы возглавляете церковную миссию, которая занимается благотворительностью, помогает нуждающимся. С чего все начиналось?

– Осенью 2014 года, когда я получил указ о назначении меня Председателем Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам, самого Отдела как такового еще не существовало. Вместе со вступлением в должность пришлось вначале создать то, чем потом можно руководить и возглавлять.

Первое, что было тогда сделано, – написан документ «Концепция развития Синодального отдела» на ближайшие три года, представлен Блаженнейшему, – Владыка одобрил. И вот уже в рамках этой Концепции началось развитие новосоздаваемого Отдела.

Основными результатами, во-первых, является то, что вся деятельность Отдела полностью прозрачна, а, во-вторых, внутри Отдела создана единая команда сотрудников-единомышленников. Внедрены механизмы контроля и самоконтроля, чтобы тем, кого Господь призвал быть сотрудниками, включая меня, – в социальном служении, благотворительности, гуманитарной сфере, – главным контролером в их работе была их совесть христианина, а основным посылом трудиться в Отделе – призыв служить Богу и ближнему. Также важно, чтобы были понятные правила и условия работы.

В 2017 году, Синодальному отделу УПЦ по социально-гуманитарным вопросам исполнилось три года, и можно сказать, что план согласно утвержденной первичной концепции был реализован. Поэтому на сегодня главный результат – Синодальный отдел состоялся в принципе, как таковой.

Оглядываясь назад видим, что достаточно много уже сделано. Я понимаю, что во всем этом и промысл Божий, и сила Божья, и Божье благословение. Конечно, без участия священноначалия и личной поддержки Блаженнейшего Митрополита Онуфрия было бы сложно все это сделать. Ежегодно отдел реализует помощи в денежном эквиваленте в среднем около 10 миллионов гривен. Большая часть помощи (~99%) проходит через нас к нуждающимся, что называется «практически с колес», так что просто не успеваем заметить ее на складе гуманитарной помощи или на банковских счетах. Она остается отражена только в документах, оформленных согласно украинским и международным стандартам работы в гуманитарной и благотворительной сфере.

Вот почему вся деятельность Отдела абсолютно прозрачна. Именно поэтому на сегодняшний день у нас есть партнеры и среди украинских государственных организаций, и среди общественных институций. Есть и международные партнеры, а они, в свою очередь, особенно внимательны к тому, как ведутся дела в этой сфере.

 Какие основные проекты удалось реализовать?

– Как только что говорилось, удалось реализовать проект по созданию самого Синодального отдела как такового, но не как самоцель, а как инструмент служения Церкви. Помимо этого, конечно, было много и других проектов. Очень много людей получило помощь.

В 2014 году, когда начались военные события в Украине и когда было огромное количество переселенцев в Киеве, у нас за один раз получало помощь 500-600 человек. И помощь получал, хочу подчеркнуть, представитель семьи переселенцев на всю свою семью. Мы готовили и выдавали семейные пакеты. Таким образом, – в среднем умножайте на 4-5 человек семьи, –  до 3 тысяч человек получали помощь только за раз. Среди них – большинство людей пожилых, инвалидов, мамочек с детками. Это был масштабный проект: мы начали со сбора и раздачи гуманитарной помощи, затем поучаствовали в организации гуманитарного коридора вместе с фондом Ахметова и Горловской епархией УПЦ – содействовали выезду из зоны активных боевых действий под Горловкой порядка 3 тысяч людей по этому коридору, принимали участие в обустройстве и расселении более пятиста из них – тех, которым негде было поселиться и некому было помочь. Тогда для себя поняли, что нужно этими людьми заниматься, не просто дал кусочек хлеба и отойди в сторонку – людям нужно было помочь комплексно и зачастую не единоразово.

С этого момента просто склад гуманитарной помощи трансформировали в «Центр гуманитарной помощи», при котором беженцам оказывали помощь волонтёры: врачи, юристы, педагоги, психологи, рекрутеры и др. Помогали восстанавливать документы, налаживать родственные связи, а для трудоспособных – подыскивать работу… Поначалу была растерянность не только у них, — они лишились всего, это понятно, – но и у нас. Никто не думал, что придётся жить в условиях настоящих боевых действий. Но все же довольно быстро справились с этой растерянностью – надо было помогать людям.

Одновременно с организацией «Центра гуманитарной помощи» в одном из корпусов Свято-Успенской Киево-Печерской лавры и начавшегося процесса вывоза людей из-под бомбежек, сняли небольшую частную базу отдыха в 100 км от Киева. Было принято решение оборудовать там место временного проживания беженцев из особо социально-нуждающихся категорий граждан, среди которых были инвалиды, старики, матери и отцы-одиночки, а также – полноценные многодетные семьи. Так родился новый проект – «Центр социальной адаптации для переселенцев».

В этот Центр приезжали представители международных организаций, дипломатического корпуса, жены дипломатов – привозили психологов, врачей, иных специалистов. Они были поражены: видели, что переселенцы не чувствуют себя здесь не только изгоями общества, но даже следов ужаса войны на лицах этих людей не было!

Кстати, немало беженцев, после того, как их жизнь более-менее обустроилась, стали нашими волонтерами…

При Синодальном отделе также было организовано и существует несколько волонтерских проектов. Мне давно пришлось отказаться от мысли, что наши волонтеры должны быть «принадлежностью» Отдела. Это – люди доброй воли, которые смыслом своей деятельности видят возможность послужить Христу и ближнему. И в данном случае мы не узурпируем власть над этими людьми, а скорее через акции и проекты Синодального отдела УПЦ по социально-гуманитарным вопросам создаем условия, в которых им предлагается принять совместное участие в оказании помощи нуждающимся людям.

Вот так, с Божьей помощью, все это и происходит.

– Вы лично принимали участие в освобождении пленных на Донбассе. Благодаря чему удалось осуществить обмен и что препятствует работе в этом направлении?

– Это произошло благодаря милости Божией и доброй воле многих людей: мы можем по-разному относиться к разным людям, но тем не менее, все это стало возможным благодаря воле нашего Президента, тех людей, которые вместе с ним трудятся и окружают его – Ирина Геращенко, Валерия Лутковская, наш омбудсмен, представитель СБУ Юрий Качанов, Юрий Тандит, их сотрудники, это и Виктор Медведчук и его команда. Это и президент Белоруссии Александр Лукашенко, представители Евросоюза, миссий ОБСЕ и ООН, это и лидеры непризнанных республик и много-много других людей, которых и не перечесть. Это все те люди, которые по мере своих сил и возможностей, а главное – доброй воли, в разной степени, но все же принимали прямое и деятельное участие в освобождении…

И здесь отдельно нужно отметить позитивную роль и участие Церкви в этом вопросе. Потому что когда светские структуры и представители светских организаций и государственной власти зашли в тупик в переговорном процессе, то Церковь, будучи духовной Матерью очень многих участников этого процесса, находящихся по разные стороны баррикад, смогла под своим Материнским крылом объединить эти усилия. И личное участие Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины, – началось еще с освобождения Тараса Колодия, – и потом неоднократные обращение Его Блаженства к Святейшему Кириллу, Патриарху Московскому и всея Руси, а от него к Президенту Российской Федерации. Также, мы знаем, была встреча с лидерами непризнанных республик, Святейший Патриарх лично с ними встречался и обращался с этой просьбой. Все это в совокупности и сыграло свою роль. Призыв матери-Церкви был услышан.

Здесь усилия каждого человека были важны, и, повторюсь, добрая воля. Потому что, для того, чтобы все это совершилось, где-то нужно было поступиться своими собственными амбициями, а главное – за чредой политических игрищ, решений каких-то геополитических вопросов, нужно было увидеть за всем этим… живого человека, страждущего человека! И речь не только о тех людях, которые пребывают в местах лишения свободы, и стали заложниками всей этой военной ситуации. Также, речь и об их семьях – женах, детях, родителях, об их близких и друзьях. Они тоже состраждут, с узниками вместе.

Вот когда начинаешь видеть за всем этим людей, – не просто процесс, а именно людей, – тогда, конечно, сердце сжимается, хочется отставить все в сторону и помочь людям. Помню, сколько было радости от этой встречи, вот она – человеческая сторона!

– Что бы вы могли посоветовать тем, кто желает служить ближнему и участвовать в церковных проектах?

– Кто-то из наших святых святителей сказал, что есть разница между добродетельным и добрым человеком. И добрый человек более ценно и выше, потому что добродетель тоже, вроде бы, хорошо, – люди это приветствуют, – но это все же какая-то условность современного общества, сделать что-то полезное иногда, по времени или по случаю. А вот быть добрым человеком – это в принципе иметь такое особое, милующее сердце, к чему нас призывает Господь в Евангелии, к чему призывают все святые. Но это уже плод созидания внутреннего, духовного человека…

– Насколько я знаю, в Евангелии нет призыва «Занимайтесь благотворительностью»

– Не совсем так. Есть призывы благотворить ненавидящим нас (Мф. 5, 44; Лк. 6, 27), благотворить нищим (Мр. 14, 7), и просто благотворить (Лк. 6, 35; Рим. 12, 8). И в то же время, призыв к Милосердию, к имению в себе этого милующего сердца в Евангелии стоит выше всякой мирской благотворительности: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36), также – «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5, 7). Самого же Бога Священное Писание называет «Отцом милосердия и Богом всякого утешения» (2Кор. 1, 3).

А тем, кто хотел бы заниматься «социальным служением», пожелание такое – начать с малого. Оглянуться вокруг себя, посмотреть на своих родных и близких: «Все ли я сделал у себя дома? Все ли я сделал для своих родных: для родителей, для супруги, для мужа, для деток?!» Если все в порядке – посмотреть вокруг на соседей, может кому-то нужно помочь, а человек стесняется об этом попросить. И так далее, расширяя этот круг…

Священное Писание также говорит: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях…» (Иак.1, 27), то есть помнить, заботиться о них в их нуждах.

Часто этот вопрос, доводилось переадресовывать священникам… Некоторые настоятели, к сожалению, даже не знают сколько в их приходе вдов и сколько сирот. А это прямая обязанность церковных общин – хотя бы в рамках своих маленьких семей-приходов, знать в чем имеют нужду прихожане, постараться им помочь.

Сейчас, поверьте, очень многим священникам самим приходится выживать, и тем не менее, не только сам священник и его семья должны стать объектом заботы. Вместе с прихожанами батюшка должен суметь развернуть эту заботу и любовь друг на друга. Приход должен стать общиной, а община – должна быть семьей в христианском смысле слова.

– Как творить добро и не «перегореть»?

– Когда человек заботится о духовной составляющей того, что он делает, кого-то накормив или одев, или даже просто кого-то посещая, например, больного или сидящего в тюрьме, то человек думает, в первую очередь, о Христе, о том, чтобы увидеть Христа в страждущем, о том, чтобы, имея возможность помочь страждущему, благодарить за это Бога, прославить этим Бога. То есть, когда человек формирует свою деятельность вокруг Христа, а не вокруг себя, тогда он понимает, что на самом деле то, что сказано в Священном Писании, – что «…Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1, 17), – объясняет и напоминает в первую очередь нам же самим, Кто на самом деле является истинным Благотворителем и Благоподателем.

Никакое доброе дело не бывает само по себе. Всякое доброе дело таковым является, когда делается Христа ради. И конечно же, Господь подает всё необходимое для этого. Возьмите простой пример: никто же из нас не бегает с утра до вечера и не ищет, кому бы причинить доброе дело?.. Чаще всего мы оказываемся в ситуации, когда Господь создает некие обстоятельства, и в них есть некий страждущий человек, и есть мы (я) – нас самих Он приводит сюда, т.е. мы оказываемся в этих же обстоятельствах.Также, Господь на момент возникшей ситуации уже наделил нас какими-то ресурсами, для возможности оказать помощь. А вот, среди прочего, дал нам и… возможность выбора. На самом деле, от нас что зависит? – Только наш выбор!

Мы принимаем участие в том процессе, который организовал Господь! Или не принимаем…

И тогда здесь вполне законный вопрос: в чем наша заслуга? Господь нас призвал быть соучастниками Его добрых дел. И когда так человек мыслит, когда он так живет, когда он не приписывает себе, то у него даже в мыслях не возникает от чего-то уставать. Когда мы «включаем» в себе «комплекс бога» или «комплекс спасителя мира», – а мы естественно таковыми не являемся, и наши силы исчерпаемы, – вот тогда и происходит это самое выгорание, когда человек отказывается от Бога и мнит себя богом. Даже на фоне добрых дел его быстро покидают силы и человек чувствует себя опустошенным, и на этом его доброделание заканчивается, и теперь он сам становится объектом внимания и сам нуждается в помощи.

Не зря ведь Господь сказал: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан.15, 5)

– Не секрет, что большинство украинцев сейчас живут в сложных условиях и сами нуждаются в помощи…

– (подхватывает) То есть?! Вы хотите сказать, что большинство украинцев встают в 4 часа утра, колют дрова, топят сырую печь, идут за водой к колодцу?!… Но, это же неправда! – Большинство украинцев живут в достаточно комфортных условиях. Наши предки жили в гораздо более тяжелых условиях, а предки предков и подавно. Где же тогда все эти блага цивилизации?! А ведь люди ими пользуются, большинство живет в комфортных условиях. Значит, не таких сложных, как нам порой хочется представить себе и миру.

Другое дело, что мы не благодарны: не благодарны Богу, не благодарны друг другу.А ещё – мы в принципе, всё то, что называется нравственностью и добродетелью, стараемся вычеркнуть из собственной жизни. Вот это нас заставляет страдать!..

То, что нас делает людьми, – сострадание, милосердие, доброта, – именно это мы пытаемся вычеркнуть из жизни. Из-за этого мы перестаем быть людьми и начинаем страдать, и становимся хуже животных. Вот это тяжесть огромная. А когда человек возвращается к Богу, он всю полноту обретает.

Вы помните, как Господь наблюдал за тем, как кто в храме кладёт пожертвования? И помните там бедную вдову, которая положила всего две лепты? Так это что?! – Только у нас в Украине такая экономическая ситуация?! Или тогда тоже было, когда бедная вдова пришла и положила две лепты?! …или там 200 гривен, если бы это было сейчас?! Господь сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лук.21, 3-4).

Она все отдала, что было. У нас сегодня то же самое. Но, главное, что у нас есть все условия, чтобы духовно расти. Как бы ни тяжело нам было в этих экономических условиях, не это самое важное. А важно – это человеку оставаться человеком, быть самим собой, в ладу со своей совестью, и воспитывать в себе те самые духовные качества, о которых мы говорили, чтобы полностью и без остатка привести самого себя, в первую очередь, и ближнего – к Богу!..

 Подходит к своему завершению Великий Пост, что бы вы пожелали верным нашей Церкви?

– Мы так много говорили о добре… Хотелось напомнить слова преподобного аввы Дорофея: «Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение, ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение; да и то, что делается ради Бога, не может быть твердым, если не будет испытано искушением» (Поучение 19). А «искушение», если его на современный язык переводить, то это некое испытание, собственно, этимология этого слова «искус» – «экзамен, испытание».

Так вот. Время Великого Поста – это время экзамена! Великий Пост тем и отличается от других великодневных постов, что очень похож на экзамен. Вот ученики в течение учебного года: хотят – учатся, хотят – не учатся, а приходит время экзаменов, и оно все расставляет на свои места.

Великий Пост – это экзамен, и я желаю всем его сдать достойно. Тем, у кого не получится на хорошие оценки – не унывать и постараться стать лучше, а тем, кто достойно проходит Великий Пост – возблагодарить Бога и прославить Его. И, конечно же, всем желаю здравия, мира, благополучия и спасения души! Храни вас Бог!

О Некоторых Проектах Синодального Отдела

В конце 2016 года, был создан, действующий и по сей день, проект «Центр гуманитарной помощи для кризисных мам» – для тех женщин, которые несмотря на тяжелые условия, решаются рожать детей, отказываются от внутриутробного их убийства, от абортов.

Еще один проект – «Центр социальной адаптации Св. Прав. Симеона Богоприимца», рассчитанный на духовное окормление бездомных и людей, попавших в трудные жизненные обстоятельства, на оказание им гуманитарной помощи и содействие реинтеграции в гражданское общество, то есть – процессам их ресоциализации.

Проект «Центр гуманитарной помощи» был открыт в Бердянской епархии, им занимается руководитель социального отдела. Центры по оказанию гуманитарной помощи также действуют в Изюмской епархии, в Славянске, в Днепре, в Макеевке, в Одесской и в Харьковской епархиях, в Донецкой, Луганской, Ровеньковской и Горловской епархиях.

Также, при Синодальном отделе было организовано и существует несколько волонтерских проектов:

  • «Телефон духовной поддержки «НАДЕЖДА» 0800502686» – всеукраинская бесплатная телефонная линия экстренной духовной поддержки, операторы на линии – священнослужители УПЦ;
  • Противоабортный проект «Здравствуй, Мама!» – информационная поддержка, сбор средств на «детские» наборы и др.;
  • «Добровольческое движение «+Добрый Киевлянин+»» – объединение неравнодушных киевлян, их участие в волонтерских программах Украинской Православной Церкви.
  • За материалами: СПЖ

(24)

Оставить комментарий


Перейти к верхней панели